Проповіді

Неделя о блудном сыне

ЕВА́НГЕЛЬСКОЕ ЧТЕ́НИЕ ДНЯ (ПОД ЗАЧА́ЛО):

1 Коринфянам, гл. 6, ст. 12-20

12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

От Луки, гл. 15, ст. 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

О блудном сыне.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Божьи о блудном сыне, и здесь, я бы хотел обратить ваше внимание на одно обстоятельство, связанное со свободой. Этот сын, воспользовался свободой полученной от отца своего, и попросил то, что ему причиталось по праву, и распорядился им как посчитал нужным. И это было его право, его свобода.

И в другом месте священного писания мы слышим такие слова от апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор.6:12). И опять же эти слова о свободе. То-есть, когда нам позволительно, но мы этого не совершаем, потому что не хотим, чтобы это нами возобладало.

И вот эти слова о свободе, о которых церковь нам напоминает перед великим постом, очень важны: вступая на поприще великого поста, мы должны будем совершать свободный выбор. И каков же он будет?

В нынешнее время слово «свобода» звучит повсюду: мы слышим о свободе слова, о свободе печати, о свободе собраний, о свободе выражать своё мнение и т.д. Общий вывод звучит немного страшно – «Можно делать все, что не запрещено законом». Во что превратится мир, если все будут следовать этим словам?

В 1789 была принята декларация прав человека и там о свободе есть такая формулировка: «Можно делать всё, что не вредит другим». Казалось бы, уже более внятное определение, вспомнили о других людях, чтобы им не нанести вред. Но если мы не будем опираться на евангелие, наполнять религиозным смыслом даже такое понимание свободы, то это будет катастрофа. Ведь что значит не вреди другим? Каковы критерии, определяющие вредят ли мои действия другим людям или нет?

Попытаемся разобраться, как в сегодняшних реалиях люди понимают смысл, заложенный в этих словах их автором. Есть реальная история происшедшая с одной семьей в Англии. Некая маленькая девочка, решила что она хочет быть мальчиком и решилась на операцию по смене пола. Власть же сказала, что она имеет на это право и родители не смеют вмешиваться в её решение. Она же не вредит другим этим действием. Если бы авторы этого выражения знали, как могут трактовать их слова в будущем, то задумались бы о более точных формулировках.

Поэтому, свобода – это не какое-то право на что-либо, это наше состояние внутреннего духа. Только если она наполнена Господом, Божией любовью, тогда её действительно можно трактовать так, как написано в декларации.

Возвращаясь к евангельским событиям – вспомним, что получив причитающееся имущество, младший сын принял решение растратить свое имущество, проводя свою жизнь блудно. Он ведь тоже поступал свободно, никому не вредил своими действиями. Для себя мы всегда должны понимать, что любое совершенное действие можно классифицировать как совершенное с Богом, или против него. Чего-то среднего не бывает. Каждый раз, каждую секунду в своей жизни мы выбираем – с кем мы находимся? И поэтому, для нас с вами, состояние свободы – это состояние свободы от греха. Именно это будем просить у Господа, и этому будем учиться. Постараемся изгнать из своего сердца всё то, что отдаляет нас от Бога. Ведь если посмотреть на сердце каждого человека – там удивительным клубком переплетаются: наше стремление ко Господу, и наша нелюбовь к Нему. Что делать с этим мы не знаем, только Бог может распутать этот клубок, отделить плевела от зёрен. Для нас же остаётся только одно – осознать чувства и поступки, которые нас отдаляют от Бога и порабощают греху, отдалиться от них, и совершать действия, которые связаны с любовью Христовой, спасением и очищением нашей души.

Если мы будем оценивать свои поступки через такое понимание свободы, то эта свобода превратится для нас в счастье и радость от осознания того, что мы могли совершить грех, но воздержались. И потом, когда у нас не будет физических сил бороться и противостоять чему-то, воспоминания этой борьбы с грехом в молодости будут нас поддерживать и согревать. Будем стремиться к истинной свободе и спасению. Помоги нам всем в этом Господи!

(46)

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *